Специальное                     предложение

Поминальные венки и корзины в ассортименте.

Подробнее >>>

 

COOL.RU - каталог лучших сайтов
Скорбота  
Главная Вопросы и ответы Статьи Эпитафии Цены Контакты

ПОМИНАНИЕ УСОБШИХ.

Православный обряд погребения. Церковные поминовения совершаются только о тех христианах, которые удостаиваются погребения по обрядам Православной Церкви (Булгаков, с. 1361).

  Есть практика совершать поминовение и по христианам иноверным по просьбе их православных родственников (жены, детей), если те заверят, что усопший не был злобным отрицателем Православия.

  Молим Господа, чтоб Он «ими же весть судьбами явил и им свое милосердие и насколько угодно Ему будет даровал бы им ослабу и упокоение» (Булгаков, с. 1362).

  «Не заслуживает молитвы тот, кто при жизни своей с пренебрежением относился к Православию» (Митрополит Филатер Дроздов).

  Не поминаются (и не погребаются) по обряду Православной Церкви как мертворожденные, так и некрещенные. В сомнительных случаях нужно обращаться за соответствующим разрешением к епархиальным властям.

  Младенцев крещеных, хотя и сказано о них, что они «небесной радостью в недрах Авраама радуются, находятся в Ангельских светообразных местах» - для утешения родственников умершего младенца, ищущих в церковных молитвах о нем утешения, - нужно поминать. Однако «сорокоусты заказывать по ним не следует, - ими ведь не содеяны грехи «вольные или невольные».

  Все древние учители и Отцы Церкви единодушно утверждают, что поминовение усопших есть Апостольское постановление.

  «Мы можем облегчить муку для почившего брата нашего, если будем совершать за него частные молитвы и раздавать милостыню» (Св. Иоанн Златоуст, Поучение на Деяние Апостолов, т.9, 1903, с.205).

  «Молитесь, чтобы душа умершего получила место упокоения, молитесь, чтобы он обрел Судию милостивым» (Ефрем Сирин, слово о почивших во Христе).

  «Умерших поминают поименно» - говорит Св. Епифаний, епископ Кипрский (книга 3 против ересей).

  Имена записывались в книги, называемые «диптихами» - поминальник из двух листов: в один из которых вписывались имена живых, в другой - усопших. Теперь подают отдельные записки. Были «полиптихи», т.е. многие листы вместе сложенные, для вписывания многих имен одной фамилии, родни, - это наши поминальники. Если в полиптих вписывались имена разных фамилий и разного рода, то он назывался «синодиком» (синодос - собрание), т.е. общим помянником (Новая Скрижаль, гл. 8, п. 58).

  В синодик вносятся «сорокоусты» - 40 дней сугубого поминовения новопреставленных. Записываются имена и на определенные продолжительные сроки, или же, по завещанию, на вечной помин. Вписываются также в синодик и имена преждепочивших наставников духовных, и начальников, - запись эта служит для помина и напоминания потомству об их добрых делах.

  Есть добрый обычай подавать с поминальником или запиской просфору, из которой вынимается частица на проскомидии с упоминанием имени усопшего и потом опускается в Св. Чашу. В подаваемых записках имена следует писать в родительном падеже: кого помянуть? «О упокоении Иоанна, Степана, Александры и др.» со словами «Отмый, Господи, грехи все зде ныне нами поминаемых». В сочетании же с прошением «подаждь, Господи...» кому? «Иоанну, Степану, Александре и др.».

  Ежедневно об усопших Святая Церковь возносит молитвы: за литургией, за проскомидии, ектинии, по пресуществлении Святых Даров и потом на панихиде или литии.

  По желанию родственников усопшего, совершаются моления в 3-й, 9-й, 40-й дни и годовой. Третий день (обычно отпевание бывает в этот день) осмыслен Церковью как поминание и в честь тридневного Воскресения Иисуса Христа, и во образ Пресвятой Троицы. Девятый день - в честь девяти чинов Ангельских, предстателей за душу усопшего пред Господом. В сороковой день, по верованию нашему, душа опять возносится на поклонение Богу, и тогда уже Судия определяет ей, до общего суда, место пребывания. Помин в годовой день - первая годовщина Отсутствия на земле души усопшего и годовщина его рождения для жизни будущей. Бытует обычай помянуть церковным чином близкого и в день его рождения и именин.

  Счет дней помина ведется так: начало второго дня считается время от 12 часов первой ночи после кончины; следовательно, если наступила смерть 1-го числа, то третьим днем будет 3-е число, девятым - 9-е и т.д. (3-й день смерти входит в счет).

  Церковью установлены особые дни поминовения в Церкви - вселенские панихиды: в субботу перед мясопустной неделей, в субботы 2-й, 3-й, 4-й седмиц Великого поста, на Радоницу (вторник Фоминой седмицы), в субботу перед Троицей; а также Дмитриевская суббота (около 26 октября - 8 ноября нового стиля) и в день Усекновения головы Иоанна Предтечи (29 авг. - 11 сент. н. с).

  «Если нет известия о смерти, нельзя поминать за упокой». (Церковные Ведомости, 1891, с. 29).

Источник: Выдержки из книги

«Теоретические основы

похоронного дела»

(Москва, 1995 г.) .

/p/p



 
 

Copyright © 2018 г. Все права защищены.